Отчет президента новосибирской хореографической ассоциации кандидата культурологии, чл. Корр. МСА Рома В.В. за 2004 год.
Мероприятия НХА проводятся совместно c Западно-Сибирским отделением Международной Славянской Академии образования, науки и культуры.
Новосибирская хореографическая ассоциация была создана в 1991 году, как региональное отделение Российской хореографической ассоциации. Членами творческой организации стали артисты балета НГАТОБ, педагоги новосибирского хореографического училища, руководители танцевальных самодеятельных коллективов. НХА помогла любительским хореографическим коллективам Сибири достойно пережить трудное время перестройки. Ассоциация сегодня объединяет более 200 педагогов-хореографов Новосибирска, Барнаула, Кемерово, Омска, Новоалтайска, Ноябрьска, Тюмени, Улан-Удэ,.
За время существования Новосибирская хореографическая ассоциация завоевала большой творческий авторитет. Особую известность ассоциации принесли конкурсы и фестивали, часто проводимые впервые в России, всегда по своим оригинальным программам.
Ассоциация вступает в 14-й год своего существования и ощущение, Почему-то принято говорить о трудных временах в прошедшем времени. Для культуры такого лучшего времени еще не наступило. Проводить фестивали и конкурсы все труднее и труднее. Ассоциация – общественная организация, которая по уставу, по закону не занимается и не может заниматься финансовыми делами. Однако создание условий для существования такого рода организаций законом не предусмотрено. Для проведения любого фестиваля, конкурса, семинара нужны огромные деньги. Каждый раз после очередного мероприятия удивляемся, как нам его удалось провести. Мы стараемся обойтись минимальными средствами, об этом я скажу позже.
На протяжении 13 лет мы не отменили ни один фестиваль и конкурс. В основном благодаря тому, что рассчитывала только на свои собственные более чем скромные средства. Единственный обидный срыв произошел недавно потому, что поверили обещаниям местной администрации. Обменные гастроли хореографических коллективов из г. Благоевграда и г. Симитли (Болгария) не состоялись, так как коллектив, собравший деньги на этот приезд забыл о традициях российских администраторов всех уровней забывать о своих обещаниях. Следует в будущем при приглашении иностранных гостей не мене чем за 6 месяцев начинать оформление приглашения от имени самой ассоциации. Это возможно, но нужно опять-таки найти на это деньги.
В прошедшем году мы провели все традиционные фестивали и конкурсы – 6-й фестиваль памяти И.Г.Спектор и 11 региональный рождественский фестиваль танца. В марте мы провели первый открытый региональный фестиваль-конкурс «Сибирская звезда» в г. Омске. Надо отметить, что Омское отделение ассоциации работает очень активно и впору завидовать им. Кстати, план работы омичей на этот год намного насыщенней чем наш.
По традиции вслед за фестивалями начинаются конкурсы. Здесь мне довольно много приходится спорить с педагогами, уговаривать, настаивать и не всегда успешно. Фестиваль весьма отличается от конкурса. Раз конкурс, значит неизбежно будут победители и те, КТО ПОКА НЕ достиг должного уровня. Ведь это соревнование, возможность объективно выявить лучших. Это огромный стимул для творческого роста маленьких артистов.
Положения для конкурсов не могут быть идеальными раз и навсегда. Меняется время, экономическая обстановка, меняются характер, настроение, здоровье и даже физическая конструкция детей. Поэтому необходимо все время совершенствовать положения. После каждого конкурса мы пытаемся обсудить удачи и наметить изменения на будущий год. Не всегда такие обсуждения проходили и это плохо. Я заметил, что сразу после конкурса педагоги настроены по-боевому. На обсуждениях звучат просьбы об ужесточении требований, чтобы повысить планку качества исполнительского мастерства на следующий год. Проходит три-четыре месяца и боевое настроение педагогов резко падает и начинаются требования не только убрать сложности, но и снизить планку требований даже по сравнению с прошедшим конкурсом. С этим я уже столкнулся даже вот сейчас в сентябре.
Среди множества конкурсов, фестивалей, которые появились сейчас в России новосибирские привлекают именно профессиональной требовательностью и объективностью судейства. Надо стараться удерживать этот авторитет. В этой связи я против участия в жюри чиновников. Как показывает опыт, на сегодняшнем этапе это не приносит пользы во всех смыслах.
Прошел 10-й конкурс «Виртуозы русского танца». В организации первых мероприятий года большую помощь в организации оказали Рожихина Оксана Валериевна, Дзержинская районная администрация, руководство ДДТ им. Ефремова. Мы четыре года не проводили этот конкурс. И боялись. Однако положение этого конкурса, которое считается лучшим положением последнего десятилетия XX века и в XXI веке остается лучшим. Конечно, мы его несколько модернизировали, даже приходилось это делать по ходу конкурса. Но главное, что удалось зажечь детей, вытащить из них скрытые возможности, убедиться, что и сегодня интерес к русскому танцу огромен. Что дети нисколько не хуже тех, которые участвовали в первых конкурсах русского танца в 1992 -94 гг.
Хорошо прошел 3-й конкурс эстрадного танца «Данс-экспресс» (Исполнительский конкурс) Первый конкурс игрового детского танца «Карусель». Конкурс детского танца проводился впервые и вызвал огромный интерес. Надо немного продумать и доработать положение и продолжать подобные конкурсы. Здесь есть перспектива.
Несколько лет накапливает опыт оргкомитет в составе Коржанского Владимира Дмитриевича, Горбуновой Ларисы Федоровны и Розенталь Елены Вячеславовны. Этот устоявшийся коллектив и проводил последние два конкурса.
Неожиданно успешно прошел 3-й Новосибирский открытый конкурс классического танца им. Л.В. Гершуновой. Заключительный концерт проходил в Большом зале Новосибирской филармонии. Это придало конкурсу еще большую значимость. Следует площадку филармонии использовать шире. Огромную организационную работу провела Широкова Светлана. Видимую пользу принесли участникам консультации нашего замечательного маэстро Красильниковой Зинаиды Павловны. В работе оргкомитета принимали активное участие все руководители коллективов классического танца, в том числе и народный артист России А. Бердышев.
В Июне прошел Семинар по украинским танцам
О взносах. Мы повысили взносы и она сегодня – 30 рублей. Да это очень маленькие деньги, и они уже кончились. Мы на эти деньги обеспечили всех членов ассоциации пакетами текущей информации. Каждому, действительному члены НХА выданы списки членов ассоциации с телефонами, днями рождения, адресами. План работы на текущий год. Все положения наших конкурсов, фестивалей. Из этих денег платим за работу нашего секретаря Антонины Андреевны. Из этих же денег были добавлены примерно по тысяче рублей на проведение каждого нашего конкурса, на семинары. Оплачена Интернет страница НХА, почтовые расходы, работа оператора по редактированию нашей Интернет-страницы.
Однако платят взносы плохо. Я долго думал, как быть с членами ассоциации, которые по этой причине выбывают. Вычеркивать их из списка? Попытался было. Но подходит фестиваль и появляются эти исчезнувшие. Приходится вновь перепечатывать список. Фактически существует двойной счет. Есть общий список. И есть действующие члены. Так вот таких действующих членов из 170 по Новосибирску на сегодня всего 24 человека. Меня ревнуют к Омску, говорят, что я им больше внимания уделяю. Так в Омске сегодня больше действующих – 26 человек.
Розенталь Елена Вячеславовна была назначена главным финансовым инспектором НХА и очень помогала в сборе и взносов и контроле за их расходованием. Хотелось бы продолжить такую практику и вовсе освободить президента НХА от сборов взносов. Вот сейчас собранные деньги уже кончились, а траты продолжаются. Кстати если начинать регистрацию в УВД, то затраты могут стать непосильными. И получается, что каждый год моя общественная бесплатная работа довольно ощутимо опустошает мой семейный бюджет.
Была открыта новая Интернет-страница НХА. Выпущено 3 номера интернет-журнала НХА. В этом журнале публикуется информация обо всех событиях ассоциации, положения, программы всех конкурсов, отчеты о фестивалях и конкурсах. В журналах помещаются методические разработки, критические статьи. Отчет о данной конференции войдет в четвертый номер журнала. Постоянный раздел журнала посвящен Палеохореографии. Так только здесь можно найти описания реконструированных танцевальных композиций человека древнекаменного века – танец Юпитера, танец Венеры (танец живота), Акробатический танец бизоно-орла и другие. В науке самое трудное и самое ценное – открытие нового, неизвестного. Десять лет назад в Новосибирске появилась Палеохореография. В 2004 году в Москве прошло заседание сектора «Языки культуры» Российского института культурологии РАН. На этом заседании была подтверждена оригинальность и уникальность основных положений палеохореографии. Восточно-Сибрская академия культуры и искусств начала подготовку к выпуску специалистов по палеохореографии.
К сожалению, новосибирские коллективы не пользуются возможностями журнала и не дали за прошедший учебный год о себе ни одной информации.
Держать страницу ради иногородних и зарубежных коллективов? Может отказаться от такой роскоши – страницы в Интернете?
В то же время меня настораживает нежелание наших хореографов учиться. В этом году очень мало было открытых уроков. Вы постоянно просите провести тот или иной семинар. Но когда мы его проводим -- оказываются 5-6 педагогов. Вот 1000 РУБЛЕЙ из взносов БЫЛИ ЗАТРАЧЕНЫ НА СЕМИНАР ПО современному танцу. Пришло всего 6 человек. Профессия хореографа, тем более педагога невероятно сложная. Ей учишься всю жизнь
В основном для этого и существует ассоциация. Больше негде.
В следующем году 50 лет НГХУ.
Есть много точек зрения на профессиональное искусство и любительское. Некоторые считают, что это совершенно отдельные независимые понятия.
Я так не считаю.
Многие винят администрацию города, области в невнимании к проблемам любительского хореографического искусства, в нежелании оказывать ему помощь. Надо отметить, Новосибирску везет с с руководителями городской и областной культуры. Это все знающие и любящие искусство люди, но в стране вопреки всему продолжается наступление на культуру и образование. Докладываю, что мы поддерживаем с администрацией возможный контакт и встречаем посильное понимание
В остальных регионах только кажется, что лучше. То, что со всех городов Сибири мы получаем просьбы принять их в нашу ассоциацию, является серьезным показателем.
В нашей ассоциации собраны лучшие педагоги-хореографы города, замечательные энтузиасты, отдающие все работе с детьми. Конечно, многое зависит от руководителя, но я один не могу провести даже самого простого мероприятия. Все, что мы делаем – это совместная работа. Любой самый смелый замысел по плечу, когда мы вместе беремся. Это доказано неоднократно.
Ученые, выдающиеся общественные деятели страны в полный голос говорят, что оружием, танками и пушками преступность не остановить. Искусство – самое могучее средство воспитания и образования. Особенно в России. Когда миллионы беспризорный детей выброшены из этого процесса. Миллионы детей из проблемных, кризисных, бедных семей также практически лишены надежды приобщиться к искусству. Сегодня нет бесплатного обучения хореографии. Хореография по интересу, значимости, массовости занимает первое место. Искусство даже любительское становится достоянием только обеспеченных людей. А это пока в России мизерная часть населения. Я не политик, не берусь давать советы, но думаю, что должно быть иначе. Остановить падение страны в пропасть тотальной преступности может лишь внимание к человеку, забота о человеке, образование и культура. Это то, чем мы занимаемся. Надеюсь вместе с Вами, что светлые времена в России наконец наступят. Когда такие времена наступят, будет настолько престижно и выгодно быть руководителем общественной организации, что выстроится огромная очередь. Пока такую очередь мы наблюдаем только на выборах депутатов разных уровней, губернаторов и президентов. Я уже целый ряд лет пытаюсь передать свой пост молодежи.
Так вот в ожидании этих времен мы должны сделать все возможное, чтобы сохранить, удержать наше замечательное искусство на достойном уровне. Сделать это можем только мы с Вами.
Уважаемые коллеги, в свете этого надо все-таки выглядывать дальше проблем одного маленького коллектива, находить время для общих мероприятий ассоциации, если мы считаем, что работа ассоциации нам необходима.
Проведение международного фестиваля – дело необычайно хлопотное. Его можно выполнить только объединенными усилиями. И надо начинать уже сегодня. Оргкомитет должен собираться еженедельно уже. Одному –двум не справится. Мы все должны подключиться к работе.
Тем не менее, количество стран следует ограничить – пригласить не более трех-четырех. Сейчас изменились правила приглашения. Надо ассоциации регистрироваться в УВД, брать на себя финансовые затраты и обязательства.
Все сведения об иностранных коллективах должны быть у оргкомитета не позднее, чем за два месяца до начала. Иначе виза и приглашение не будут оформлены.
Сложности с размещением иностранцев. Если русские коллективы мы сейчас нашли хороших вариант поселения, то для иностранцев такой вариант не проходит. Стоимость проживания иностранцев в официальных гостиницах очень высока. Это приглашенные коллективы и солисты должны знать.
Положение фестиваля было выставлено в Интернет в июле. Однако следует уже сегодня оргкомитету сесть и внести коррективы, если нужно.
Предложения по оргкомитету
Новосибирск Бердышев, Широкова, Коржанский, Красильникова, Овечкина, Ромм, Соковикова, Василевский, Ким, Половникова-Сузуки, Ким, представитель филармонии, представитель «Гришко».
Омск: Колесник
Улан-Удэ: Дугаржапов
Кемерово Писаревский
Ново-Алтайск Синявская
Предлагаю состав руководства НХА.
Вице-президенты
отвечающий за повышению квалификации хореографов
Красильникова Зинаида Павловна
Коржанский В.Д
За проведение фестивалей и конкурсов
Колесник С.В. –руководитель омского отделения МСА
Комиссии
Классического танца:
Широкова Светлана Ивановна
Красильникова Зинаида Павловна
Бердыщев Анатолий Васильевич
Шилова Татьяна Алексеевна
Сартакова Алена анатольевна
Народно-сценического танца:
Овечкина Ирина Анатольевна
Веслова Наталья Михайловна
Рожихина Оксана Валериевна
Швиндт Виктор Викторович
Эстрадного танца
Коржанский Владимир Дмитриевич
Розенталь Елена Вячеславовна
Горбунова Лариса Федоровна
Чучуйко Олеся Алексеевна
Сценического бального танца
Саэжин В.Б.
Еврейский танец
Александрова Галина Петровна
Украинский танец
Рудыка Наталья Петровна
Русского танца
Веселова Н.М.
Hosted by uCoz